Разработчики трубопроводной арматуры создали большое количество разнообразных видов запорных устройств. Из них муфтовые шаровые краны являются наиболее распространенными и востребованными для установки на трубопроводы небольших диаметров.
Муфтовые соединения
Муфта – это особый вид разъемных резьбовых соединений отдельных участков и элементов трубопроводных систем. При этом резьба может быть нарезана внутри корпуса крана или снаружи по поверхности присоединительного патрубка. Есть модели, у которых с одной стороны она внешняя, а с другой внутренняя.
Значительное количество моделей небольшого диаметра имеет в своей конструкции разъемное резьбовое соединение с прижимной накидной гайкой – «американка». В собранном состоянии она представляет собой наружную резьбу на корпусе, с которой соединен муфтовый штуцер прижимного типа.
Резьбовая нарезка может быть дюймовой или метрической. Первый применяется для стыковки арматуры и элементов трубопроводной системы между собой. Второй используется для подключения контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и сигнальных линий.
Что такое шаровые краны
Главная отличительная особенность этого типа запорной арматуры заключается в конструкции перекрывающего элемента. Он представляет собой шар с внутренним сквозным отверстием прямым проходным, Т-образной или Г-образным формы. Поворотный запор установлен на штоке, который расположен перпендикулярно движению потока транспортируемой среды.
Уплотнители из полимерных материалов, устойчивых к воздействию высоких температур, воды и химически агрессивных веществ. В последние годы для уплотнения наиболее часто применяют полимеризированный тефлон – PTFE.
Виды кранов
Классификация шаровых запорных устройств разделяет их по следующим признакам:
- примененные материалы;
- конструкция и назначение;
- способ соединения с трубопроводом;
- конфигурация проходного отверстия;
- вариант управления положением шара;
- рабочие параметры среды.
Корпуса шаровой арматуры изготавливают из легированных сталей, латуни, бронзы и силумина. Запирающая сфера обычно сделана из нержавейки или углеродистых сплавов с нанесением на поверхность защитного покрытия. Сам корпус может быть цельносварным, разборным, водоразборным, трехходовым, угловым, полнопроходным или редуцированным.
У большинства моделей управление положением запорного шара осуществляется вручную путем поворота установленной ручки. Она закреплена на штоке с помощью прижимной гайки. В то же время существует возможность установки электромеханического или пневматического привода.
Диаметры и давление
Величина условного прохода кранов находятся в пределах от 8 до 50 мм. Предельный размер в 2 дюйма обусловлен трудностью монтажа и снижением надежности муфтовых соединений. Обычно рабочий напор транспортируемой жидкости или газа находится в пределах 0,6-1,6 МПа. Данные о размерах и давлении обязательно наносятся изготовителем на наружную поверхность корпуса. Кроме этого снаружи на запорной арматуре импортного производства наносится аббревиатура WOG. Она показывает, с какой средой может работать данное изделие – Water (вода), Oil масло или Gas (горючий газ).